Будущее - за рекламными брошюрами

2013-02-13 Рубрика: Разное

Будущее - за рекламными брошюрами

    Поставка товаров — любая передача права на распоряжение товарами как собственником, в том числе продажа, обмен или дарение такого товара, а также поставка товаров по решению суда (п.п. 14.1.191 НКУ).

Что относят к рекламе


    Реклама — информация о лице или товаре, распространенная в любой форме и любым способом и предназначенная сформировать или поддержать осведомленность потребителей рекламы и их интерес относительно таких лица или товара (ст. 1 Закона № 270/96).
   
    Налоговики рекомендуют оформлять при рекламных раздачах товаров следующие документы:
   
    • приказ руководителя о проведении рекламных мероприятий, в котором указывают дату, место и цель их проведения, круг ответственных лиц;
   
    • календарный план проведения рекламного мероприятия с указанием ответственных лиц;
   
    • смету расходов на проведение рекламных мероприятий с указанием номенклатуры и количества товаров, которые предусматривается использовать в рекламной акции;
   
    • расходные накладные на отпуск соответствующих материальных ценностей и т. п.;
   
    • отчет о фактических расходах на проведение рекламного мероприятия с утверждением его руководителем.
   
    Желательно также иметь документы, подтверждающие, что рекламная акция способствовала повышению спроса на товар (например, отчет о продажах товаров до и после проведения рекламной акции).В частности, можно заказать печать брошюр.

НДС. По товарам, работам, услугам, используемым в производстве рекламы, субъект хозяйствования имеет право на налоговый кредит по НДС на общих основаниях (п. 198.1–198.3 НКУ). Поскольку реклама непосредственно связана с хозяйственной деятельностью, то «компенсирующие» НО на основании п. 198.5 НКУ не начисляют. Кстати, ГФСУ в упомянутом выше письме подтвердила это и применительно к рекламным расходам комиссионера.
   
    Бухгалтерский учет. Расходы на рекламу отражают в составе расходов на сбыт (п. 19 П(С)БУ 16 «Расходы»).
   
    Учет некоторых рекламных мероприятий имеет особенности, которые мы рассмотрим детальнее.
   
   

Распространение рекламных брошюр


    Рекламная кампания обычно сопровождается раздачей носителей информации, которые, кроме рекламной, иных функций не выполняют (прайс-листы, рекламные каталоги, рекламные листовки, проспекты, плакаты, брошюры, буклеты).
   
    Для налогового учета таких операций определяющим является то, что они не относятся к операциям продажи товаров. Ведь все эти носители не включаются в понятие «активы». Активами считают ресурсы, контролируемые предприятием в результате прошлых событий, использование которых, как ожидается, приведет к получению экономических выгод в будущем (ст. 1 Закона о бухучете). «Рекламники» никаких экономических выгод их получателю не приносят, соответственно, и активом не являются.
   
    Согласно п.п. 14.1.244 НКУ товары  материальные и нематериальные активы, в том числе земельные участки, земельные доли (паи), а также ценные бумаги и деривативы, которые используются в любых операциях, кроме операций по их выпуску (эмиссии) и погашению.

 


    Поставка товаров — любая передача права на распоряжение товарами как собственником, в том числе продажа, обмен или дарение такого товара, а также поставка товаров по решению суда (п.п. 14.1.191 НКУ).
   
    Поскольку рекламные носители не являются активами, нет оснований их считать и товарами. Ранее это подтверждали и налоговики. К примеру, в письме ГНАУ от 13.06.06 г. № 6421/6/16-1515-26 был сделан вывод, что распространение материального носителя рекламы, который содержит в себе информацию о деятельности предприятия и который нельзя использовать ни в хозяйственной деятельности, ни по-другому, кроме применения его как носителя (источника) информации (например, прайс-листы, рекламные проспекты, брошюры, каталоги, буклеты и т. п.), по своей сути не подпадает под понятие поставки товаров (работ, услуг).
   
    Исходя из этого, при раздаче таких рекламных носителей не возникают НО по НДС. Поскольку они используются в хозяйственной деятельности (рекламе), то оснований для начисления «компенсирующих» НО по п. 198.5 НКУ нет.
   
    Не должны здесь применяться и нормы абзаца второго п. 188.1 НКУ, в соответствии с которыми база налогообложения операций поставки товаров/услуг не может быть ниже цены их приобретения. Повторим: в данном случае отсутствует поставка как таковая.
   
    В бухгалтерском учете рекламные носители можно зачислить на субсчет 209 «Прочие материалы» и включать их в расходы на сбыт по мере раздачи потребителям рекламы.
   
    Пример 1. Предприятие изготовило в типографии брошюры с нанесением рекламной информации на сумму 600 грн., в том числе НДС — 100 грн., которые были розданы потенциальным покупателям.

Румыния Сегодня в удобном формате: